Авторизация

×

Регистрация

×

Краков еврейский. Квартал Казимеж

17 июля 2017 / Главная / Журнал / Это интересно
search
krakov

Если попросить среднестатистического туриста назвать какой-нибудь достойный посещения город в Польше, кроме ее столицы, то 95% назовут Краков. Помимо множества архитектурных достопримечательностей, особую славу городу принес вышедший в 1993 году фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», основанный на реальных событиях, происходивших в Краковском гетто, и снятый в мало изменившихся со времен Второй мировой войны еврейских районах Казимеж и Подгуже.

Посетить еврейские места Кракова тянуло меня уже давно, потому что именно отсюда перебралась моя прапрапрабабушка в Белоруссию, откуда и пошел наш род.

Казимеж был отдельным небольшим городком к югу от Кракова. Основан он был в 1335 году польским королем Казимиром Третьим Великим для защиты столицы (а Краков на тот момент был столицей) от нападений врага. Поэтому расположенный на берегу Вислы город окружали мощные оборонительные стены, фрагменты которых я смогла увидеть рядом с монастырем монахов-паулинов.

С 1495 года Казимеж начал заселяться евреями, которых по приказу короля Яна Первого Ольбрехта переселяли из западных районов Кракова. Преследуя политические и, в первую очередь, экономические цели, король собрал всех краковских евреев в одном месте, отделив их таким образом от христиан. Возник своеобразный город в городе, управляемый раввинами, над которыми были только краковский воевода и сам король. По сути, это было настоящее гетто в своем первоначальном смысле, как и возникшее в 1516 году в Венеции в Италии.

krakov-6В городе были свои школы, ешивы, университеты, купеческие дома, банки и множество синагог. Более половины врачей, лечивших жителей Кракова, были евреями. Казимеж стал главным на тот момент еврейским культурным и просветительским центром в Польше.

После нападения в 18 веке русских, а вслед за ними и австрийских войск, были снесены городские оборонительные стены, и Казимеж объединился с Краковым, став одним из его районов. Евреи получили все гражданские права, район начал активно строиться и развиваться.

Перед началом Второй мировой войны в Кракове проживало более 64 тысяч евреев, что  составляло четверть общей численности жителей.

С приходом нацистов в 1939 году началась страшная страница истории жизни евреев в Польше. Большую часть евреев Кракова депортировали, оставив 15 тысяч человек работоспособного населения. В 1940 году всех евреев согнали в гетто, организованное в соседнем районе — Подгуже, расположенном на противоположном берегу Вислы. Я расскажу несколько позже о посещении этого места. Это уже отдельная история.

Покинутый своими прежними жителями Казимеж опустел, некоторые дома заняли поляки. Синагоги были разграблены и закрыты. От полного уничтожения район спасло то, что нацисты собирались устроить здесь музей исчезнувшей расы. К счастью, этого не произошло, и сегодняшний Казимеж предстал передо мной в своем фактически довоенном облике.

krakov-5Сразу бросилось в глаза, что многие здания выглядят так, будто их ни разу не реставрировали с момента строительства. Как оказалось, официальными владельцами большого количества домов являются люди, давно покинувшие Польшу, и их дети по наследству получают право на недвижимость, сами не зная об этом. Поскольку владельцы по сей день не найдены, вкладывать деньги в ремонт очень рискованно.

Кроме того, фактически все здания этого района объявлены историческими памятниками, и получить разрешение на их переделку практически невозможно. Официально можно себе позволить лишь перекрасить фасад. Поэтому замену старых внутренних  коммуникаций проводят часто нелегально…

Однако обшарпанность и запущенность придают этому месту особое грустное очарование и колорит.

Главные достопримечательности квартала — это, конечно, семь сохранившихся синагог.

Несложно догадаться, за что получила свое название Высокая синагога: она была долгое время самым высоким молельным домом Кракова. Построили ее в 1556-1563 годах, и она стала третьей по счету синагогой города. Во время Второй мировой войны нацисты полностью разграбили интерьер, потолок и крыша были разрушены. В 2008 году синагогу открыли после реставрации, сейчас здесь устраивают выставки и презентации. Для посещения необходимо приобрести билет.

Рядом с Высокой синагогой находится строение, которое я сразу узнала по фильму «Список Шиндлера». Внешний вид здания (а это синагога Kowea Itim le-Tora , построенная в 1810 году) очень запоминающийся: на фасаде сохранилась крупная надпись на иврите и две звезды Давида над окнами.

Если б не моя довольно тщательная подготовка к экскурсии по кварталу, я бы ни за что не могла предположить, что белое угловое двухэтажное здание с вывеской Avenue – это бывшая синагога Reb Arons Klaus, построенная в 1815 году  и разрушенная нацистами. Долгое время тут размещалась столярная мастерская, в 70-х годах дом перестроили и открыли в нем кафе.

Но главная достопримечательность Казимежа находится на улице Юзефа. Это Старая синагога. Причем она не просто старая, а самая древняя синагога на территории Польши. Воздвигли ее в 1407 году, а в 1570 перестроили под руководством итальянского архитектора, сохранив, однако, все основные перекрытия.

В 1941 году немцы устроили в здании склад, все внутри было разграблено и разрушено. В конце 50-х синагогу восстановили и открыли в ней филиал исторического музея — отдел истории и культуры евреев. У входа установлен памятник в виде куба в честь 30 поляков, которые были здесь расстреляны в 1943.

Следующую синагогу найти мне было непросто из-за ее скромного внешнего вида и небольших размеров. Это Малая синагога Поппера. Построил ее в 1620 году один из самых богатых еврейских краковских купцов Вольф Поппер для личного пользования. Попасть внутрь я не смогла, сейчас здесь располагается скульптурная школа. Но, если верить источникам, интерьер в здании роскошный.

krakov-3Главная улица квартала носит название Широкая. Здесь сосредоточены многочисленные кафе и рестораны. Кухни  представлены самые разные. Естественная для этого места еврейская кухня соседствует с грузинской и итальянской. Есть кошерные заведения. Конечно, в первую очередь мое внимание привлек очаровательный новенький, как будто только что отреставрированный, фасад кафе «Ариэль». Арку, увенчанную менорой, по бокам охраняют два белоснежных  льва. Забавно, что здесь вечерами исполняют русскую музыку.

В конце улицы Широкая я попала в сквер, в котором установлен памятный знак в виде металлической таблички на камне в память об убитых нацистами евреях. На территории этого сквера находится самая старая часть  кладбища Рему, древнейшего иудейского кладбища Польши. Основано оно было в 1552 году, в 1800 было закрыто из-за плохих санитарных условий, однако вплоть до 19 века там продолжали хоронить нелегально. Многие надгробия являются ценными историческими памятниками.

Сейчас кладбище открыто для туристов. Вход платный, мужчин в обязательном порядке просят надеть головной убор.

krakov-1При мне на кладбище проходила экскурсионная группа из Израиля. Некоторые клали на надгробья камешки согласно иудейской традиции. Возможно, они увидели могилы своих предков…

Рядом со входом на кладбище стоит синагога Рему, называемая Новой, поскольку она появилась в 1553 году второй после Старой синагоги. В 1829 году провели капитальный ремонт и внешний вид здания не менялся по сей день. Во время немецкой оккупации в синагоге был склад, а в 1957 году ее вернули еврейской общине. Синагога действующая, здесь проходят шаббатние и праздничные молебны.

На этой же улице находится и миква, построенная в 1567 году. Что находится в здании сейчас, я не смогла выяснить.

Зато вывеска и плакаты однозначно говорили о том, что располагается в другом старинном здании — синагоге Исаака, основанной купцом Исааком Якубовичем в 1664 году. Сейчас здесь центр еврейской культуры и клуб еврейской молодежи. Свой сегодняшний запоминающийся вид синагога приобрела в 1924 году, когда к ней была пристроена красивая каменная лестница.

Небольшое двухэтажное здание, примкнувшее к сохранившемуся с незапамятных времен фрагменту крепостной стены, оказалось (спасибо опознавательным знакам, сама бы я не нашла) синагогой Купа, построенной в 17 веке. В 1946-1947 годах здесь располагался цех по производству мацы, а в одном из помещений — ритуальная бойня птиц, просуществовавшая до 1985 года.

krakov-4Есть в Казимеже и здание реформистской синагоги. Это молельный дом Темпель, построенный в 1860-1862 годах. Здесь проводились службы не только на иврите, но и на других языках, а женщины могли молиться вместе с мужчинами.

Закончила я свою прогулку на так называемой в народе Еврейской площади (официальное название — Новая площадь). В центре площади расположен круглый кирпичный павильон Округляк, построенный в 1900 году, где с 1927 года находились ритуальные бойни птицы.

После войны павильон стал использоваться как рынок. В торговых рядах я увидела и овощи-фрукты, и цветы, и сувениры (в том числе и еврейской тематики), и филиал блошиного рынка.

Весь еврейский квартал, как и во многих городах Европы, сегодня превратился в богемное модное место. В Казимеже   кипит ночная жизнь, много симпатичных галерей и салонов. Все мои знакомые, побывавшие здесь, согласились со мной, что этот квартал сильно отличается от исторического центра города.

Впечатление от еврейского Кракова было бы не полным без посещения гетто и фабрики Шиндлера, где сейчас располагается музей Холокоста. О чем я расскажу в следующей статье.

Автор: Сара Глезина

 

 

 

 

 

Читайте также

Оставить комментарий