Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Гостеприимство

26 октября 2018 / Главная / Jewrnal / Слово еврея / Иудаизм / Глава Торы / Книга Берешит / Ваера / Уроки главы
search
shie-d

Однажды мы с другом, живущим в Европе, разговаривали о гостях. О различных гостях, включая тех, кто просятся переночевать и остаются на три дня. Или о тех, кто ищет место для одного себя, но выясняется, что с ним ещё один или двое. Или о тех, кто просит забрать его в такси из аэропорта, но забывает поинтересоваться, сколько такси стоило.

Мой друг сказал мне: «Я разработал собственную систему отношения к гостям, и с тех пор меня подобные ситуации не огорчают. Я делаю вот как. Если я получаю такую просьбу: «Можно ли у вас переночевать во время моего пребывания в вашем городе?» – я посылаю в ответ адрес хорошей и недорогой гостиницы и добавляю, что буду рад помочь дополнительной информацией. А если люди просят у меня информации о недорогих гостиницах, я приглашаю их переночевать у меня. Такой гость меня не разочарует».

Заповедь гостеприимства мы выводим из поведения Авраѓама, описанного в нашей недельной главе. В возрасте 99 лет он сделал сам себе обрезание, и на третий день, когда боль сильнее всего, он сидел у входа своего шатра и искал, кого бы позвать в гости. Всевышний, чтобы Авраѓам не изнурял себя приёмом гостей, «вынул солнце из чехла» и сделал день особенно жарким, так что люди по дорогам не ходили.

Сам же Всевышний сошёл к Авраѓаму, чтобы выполнить заповедь посещения больного. И тут Авраѓам видит троих путников. Он оставляет беседу со Всевышним и бежит к гостям, ибо «гостеприимство превыше встречи с самим Б-гом».

Эта история вызывает несколько вопросов, на которые в еврейской традиции давалось много интересных ответов.

А) Почему Всевышний, чтобы Авраѓам не трудился, избрал именно способ жары, а не намекнул людям, что сегодня к Авраѓаму приходить не надо?
Б) Если Всевышний видит, что Авраѓам так желает исполнить заповедь гостеприимства, невзирая на плохое самочувствие, почему Он не даёт ему выполнить эту заповедь?
В) Когда Всевышний отвечает на просьбу Авраѓама, почему Он посылает ему троих ангелов в обличье людей, а не обычных путников?
Г) Из поведения Авраѓама мы делаем вывод, что «гостеприимство превыше беседы с Б-гом». А откуда знал это Авраѓам?
Д) Почему Авраѓам не ограничился едой, которая была у него в доме, а поспешил приготовить для гостей лучшую молочную и мясную еду?

*
Известно, что Авраѓам олицетворял качество «хесед» – доброты. Он был весь доброта, всегда и для всех. У него родились два сына: праведник Ицхак и злодей Ишмаэль. Ицхак олицетворял качество «гвура» – ограничение, строгость, суд. У Ицхака родилось двое сыновей: праведник Яаков и злодей Эсав. Яаков олицетворял качество «тиферет» – гармония, правильное сочетание доброты и строгости. Это называется «милосердие». Яаков породил двенадцать сыновей, все они были праведниками и основали еврейский народ. Именно потомки Яакова получили Тору, чего не случилось в поколении Авраѓама и Ицхака.

И вот, когда Авраѓам сделал самому себе обрезание, Всевышний решил: сейчас самое время показать ему, что его доброта, переполняющая его через край сверх всякой меры, не годится для этого мира. Он является Авраѓаму, а ещё «вынимает солнце из чехла». Солнце, несущее свет и тепло, символизирует качество «хесед». Но если бы весь солнечный свет и тепло достигли бы Земли, она просто испарилась бы.
Поэтому свет доходит до нас через «щит». Об этом говорил царь Давид в Псалмах: «Ибо солнце и щит – Г-сподь». И когда Всевышний «снимает щит с солнца», он показывает Авраѓаму: Смотри, если в мир проливается больше добра, чем нужно, люди прячутся, не выходят, не желают его получать!

И тут Авраѓам видит трёх путников. Он оставляет «спор о вере» с Всевышним и бросается к ним. Вот, говорит он тем самым, несмотря ни на что – есть люди, и я непременно сделаю им всё добро, какое смогу!

Всевышний не отвечает. А почему? Потому что спустя некоторое время Авраѓам обнаруживает, что это не люди, а ангелы. Обычные люди, как говорил Всевышний, не выносят такого света. Это ангелы, посланные именно к Авраѓаму, а не путники, нуждающиеся в его заботе.

Теперь можно ответить на вопросы, указанные выше.

А) Почему Всевышний, чтобы Авраѓам не трудился, избрал именно способ жары? – Потому что солнечный свет удачно символизирует доброту.
Б) Почему Всевышний не даёт Авраѓаму выполнить заповедь гостеприимства? – Он не «не даёт», а показывает, что люди не способны воспринять бесконечное добро.
В) Почему Всевышний послал Авраѓаму именно ангелов? Потому что Он ведь именно для того устроил сильную жару, чтобы люди по дорогам не ходили. Зачем же их утруждать?
Г) Авраѓам не то чтобы оставил беседу с Б-гом ради гостеприимства – он хотел посредством пришедших гостей привести Всевышнему доказательство своей правоты: вот, есть люди, которые выдерживают безмерный солнечный свет.
Д) Почему Авраѓам поспешил приготовить для гостей лучшую еду? Он верен своему мнению: если путники идут по дороге при солнечном свете без ограничений, значит, и для моего гостеприимства не должно быть ограничений.

Но в итоге Авраѓам видит, что к нему пришли ангелы, и его доказательство тем самым разрушилось. В нашем мире качество «хесед» должно быть ограничено, как и качество «гвура». Только качество «тиферет» сочетает две крайности. Оно – гармония, цельность. Именно Яаков, олицетворяющий «тиферет», породил детей, совершенных в Торе и Б-гобоязненности.

Алтер ребе приводит в одной из глав «Тора ор» объяснение окончания первого благословения молитвы «Шмоне эсре»: «Благословен Ты, Г-сподь, щит Авраѓама». Мы просим у Вс-вышнего прикрыть «хесед», качество Авраѓама, «щитом». Мир не может выдержать неприкрытого «хеседа», мир нуждается в «тиферет», гармонии.

Недавно после ремонта и переустройства открылся в присутствии Главного раввина России р.Берла Лазара один из проектов еврейского благотворительного центра «Шаарей цедек» – «Кафе Эстер», средства на ремонт которого дали добрые люди, друзья нашей общины. Эстер Ѓойхберг была достойной женщиной, вместе со своим мужем р.Моше работавшей в московской общине и скончавшейся в молодом возрасте. Я тоже пользовался гостеприимством и помощью семьи Ѓойхберг, когда мы только прибыли в Москву двадцать лет назад. Сразу после кончины Эстер я стал думать, как можно увековечить её память. И тогда возникла идея кафе, в котором все нуждающиеся могут выпить кофе и закусить – бесплатно, без всяких условий и проверок. Тысячи людей уже воспользовались этой услугой. Теперь же, после ремонта, эта возможность стала ещё доступнее. Мы видим намёк на дни Машиаха, о котором сказано в Талмуде: «В будущем Всевышний вынет солнце из чехла, и праведники излечатся им».

Пользуясь возможностью, благодарю вас, дорогой друг, за участие в праздновании бар-мицвы нашего сына Менделе. Оно доставило нам удовольствие, и когда вы будете в радости – я буду радоваться вместе с вами.

Гут шабес
Шия

Читайте также

Медиа

Президент ФЕОР Александр Борода о Семи Законах Ноя

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11