Авторизация

×

Регистрация

×

ПЕСАХ | ПРАЗДНИК НАШЕЙ СВОБОДЫ

Единство

30 января 2019 / Главная / Jewrnal / Слово еврея
search
miretskaya-av

Этот текст я начинала писать в идущем на посадку самолете Пхукет – Москва. Командир корабля объявил, что приступает к снижению, несколько раз мигнуло световое табло «пристегните ремни», а меня, наконец, настигло осознание того, что наш отдых завершился. Я схватила телефон и, видимо, в попытке удержать стремительно убегающий отпуск стала записывать свои впечатления и воспоминания.

 Нет, я не стану сейчас расписывать всю неделю нашего пребывания на острове, тем более, что ничего сверхординарного не было. Простой пляжный отдых. И все же, не совсем обычный.

Если ты соблюдаешь Шабат и кашрут, то путешествовать становится чуть сложнее. Куда бы ты ни направлялся, ты всегда проверяешь – есть ли в этом месте синагога, кошерное кафе или ресторан, кошерный магазин.

Вот и мы специально поселились в отеле, расположенном максимально близко к местному «Бейт ХаБаДу», который совмещает в себе и синагогу, и ресторан, и маленький магазинчик, и просто филиал дома для каждого еврея.

Признаюсь честно, когда я слышала «кафе при синагоге в Таиланде», то представляла себе совсем скромное тесное помещение, с плохо работающим кондиционером, малюсеньким прилавком и двумя-тремя пластиковыми столиками с возможностью перекусить только какой-нибудь жареной картошкой и простеньким бутербродом. 

В Таиланде нет «местных» евреев, которые живут там поколениями, только временно приехавшие по работе да туристы. А сколько из них религиозных, заинтересованных в кошерном питании, а?! М?! Единицы же! Понятно, что содержать какой-то более-менее приличный общепит смысла нет. Так, уголок, чтобы залетные соблюдающие евреи продержались немного в чужой стране и не отощали на одних фруктах. Так я рассуждала. И очень ошиблась.

«Бейт ХаБаД» оказался современным красивым зданием, ресторан занимает пол-этажа, меню огромное, мы и за неделю так и не успели все попробовать.
Еще тогда нас с мужем удивило количество посетителей: было всего 11 утра, а за столами сидело человек десять. И лишь некоторые из них выглядели религиозными.

Перед наступлением Шабата муж сказал мне, что по словам местного раввина, обычно на субботнюю молитву и трапезу приходит около пятисот человек. ПЯТЬ СОТЕН! Мы изумленно покачали головами и все равно до конца не поверили.

Тем не менее, на вечерней молитве в синагоге было тесно. А когда мы поднялись на 4-й этаж, то увидели, что раввин ни капли не преувеличил. Зал был полон людей. Мы с трудом нашли себе два свободных места за столом. На самом деле, всего было человек 350, но выяснилось, что это только первая партия. В 21:00 нас вежливо попросили освободить помещение, т.к. нужно было подготовить столы к трапезе для еще нескольких сотен человек, которые не имели возможности приехать раньше.

Публика совершенно разношерстная – сефарды и ашкеназы, американцы и израильтяне, компании веселой молодежи и степенные пожилые пары, хасиды в сюртуках (всего несколько человек, включая моего мужа, но все же) и те, кто взял кипу с логотипом синагоги при входе в зал.

Раввин произнес кидуш, все выпили по глотку виноградного сока и выстроились в очень культурную очередь к умывальнику.

Во время трапезы мы разговорились с семейной парой лет 55. Они американцы, переехавшие в Израиль. На первый взгляд – совершенно светские. Они расспрашивали нас о Москве, т.к. мечтают там побывать, и интересовались наличием кошерных ресторанов.

А потом ешиботники – молодые парни, приехавшие помогать раввину, погрузили нас в атмосферу детского летнего лагеря.

– А сейчас, – задорно кричали они, –  открываем брошюрки на странице 35 и все громко поем первую песню!

И зал запел.

Несколько сотен человек хором пели песню – одну, вторую, третью, десятую. И все знали и мелодию, и слова.

Именно в этот момент меня накрыло какое-то необъяснимое чувство воодушевления и единства. Я была растрогана.

И муж, почувствовав что-то похожее, с некоторым изумлением спросил меня:

– Но откуда?! Откуда они все знают эти религиозные песни, субботние гимны!? Кстати, зачем, интересно, они вообще сюда приходят?

Не поймите неправильно, муж этому факту был очень рад. Но он не мог понять.

Ведь действительно. Представьте, человек, не соблюдающий Шабат и кашрут, простой светский израильтянин, ему может быть 18, а может и 40 лет, прилетает практически на другой конец Земли. Я потом специально проверила: полет по маршруту Тель-Авив – Пхукет длится 14-15 часов.

Прилетает, чтобы отдохнуть, набраться новых впечатлений, познакомиться с культурой другой страны, да и просто погреться. Вокруг полно развлечений.
Но он зачем-то тратит вечер и приезжает в синагогу. И вдохновенно распевает молитвы и поет со всеми песни, иногда тайком, под столом, строча сообщения в смартфоне. Тайком, не потому что боится кого-то, а потому что проявляет уважение.

А зачем ему это? Религиозным-то, понятно, нам куда деваться.

– Может, тоска по дому? – робко предположила я.

Муж только растерянно развел руками.

Знаете, я никогда не понимала, зачем россияне, приезжая в другую страну, идут в какие-то русские рестораны или караоке. Это ж неинтересно. Этого всего дома навалом, а ты летел, непонятно куда, чтобы снова есть ту же еду и слушать ту же музыку?

Теперь, кажется, немного понимаю.

И знаете, это чувство единения, когда все – разного возраста, разной степени соблюдения, из разных стран, осмелюсь даже сказать, в какой-то степени, и разных культур – вместе поют всем знакомую песню на слова из Теилим (псалмов Давида) – как ни странно, одно из самых ярких впечатлений нашего отпуска.

 

Автор: Эстер Мирецкая

 

Эстер Мирецкая
Об авторе
Меня зовут Эстер Мирецкая. Я воспитываю четверых детей, люблю хорошую музыку, добрые книги и стараюсь смотреть на жизнь с юмором. Постоянно веду внутренние монологи и диалоги, мне нравится находить интересное в самых простых вещах. Своими мыслями и наблюдениями буду делиться с вами. Все они субъективные, поэтому если вы с ними не согласны - не переживайте, это нормально. А единомышленникам я рада безмерно! Всем добра!
Читайте также