Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Человеческие чувства побеждают политические конфликты

17 апреля 2018 / Главная / Jewrnal / Культура
search

Один день из жизни невесты из Majdal Shams, один день на Израильско-Сирийской границе – одна история о самоотверженном добровольном самоотречении, достоинстве и мудрости еврейской женщины. Фильм режиссера Эрана Риклиса «Сирийская невеста» – это не частная история из жизни девушки из Друзской деревни в северной части Голанских высот. Прекрасная невеста Мона и ее старшая сестра Амал – это собирательный образ, своеобразная метафора женской судьбы, столь зависимой не только от семейных и религиозных традиций, но и от политической обстановки.

За окном – крики скандирующих демонстрантов: «Потом и кровью освободим Голаны!».

Мона: Я боюсь.

Амал: Не бойся. Он полюбит тебя, а ты – его.

Мона: А что, если я меняю одну тюрьму на другую?

Сценарий, написанный палестинской журналисткой Соа Араф и Эраном Риклисом, основан на реальных историях, происходивших в разное время в регионе Голанских высот. Здесь много веков живут немногочисленная народность друзы, часть из которых исповедует ислам, часть – христианство.

«Сирийская  невеста» – это волнительное предвкушение свадебного таинства и одновременно – личная драма на фоне Сирийско-Израильского конфликта и неразрешимой проблемы границ, которые можно пересечь только в одном направлении. Обратного пути нет (во всяком случае, в киноверсии Эрана Риклиса). Покидая Голанские высоты и выходя замуж за сирийского телеведущего, Мона никогда не сможет вернуться домой, увидеть своих родных. Невесте предстоит навсегда проститься со своей семьей на границе двух государств и уйти в чужой мир незнакомой страны, к мужу, которого видела только по телевизору.  

the-syrian-brideПосле пересечения границы пути назад нет?

Однако клубок конфликтов не ограничивается проблемой пересечения границы и страха невесты перед неизвестностью. Эран Риклис и сценарист Суха Арраф соткали атмосферное полотно своей истории из  паутины разного уровня конфликтов, переживаний и неразрешимых проблем, встающих перед всем персонажами фильма. Пересечение глубоко личного, семейного с социальной с политической проблематикой, религиозными и национальными противоречиями выводят фильм «Сирийская невеста» на уровень социально-значимого полотна, иронично отражающего жесткие исторические реалии времени. «Сирийская невеста» – это фильм – погружение в непростой внутренний мир друзской семьи на фоне политической и национальной конфронтации.

В большой семье Моны за видимостью благополучия скрываются серьезные и неразрешимые межличностные конфликты и драмы, психологические переживания каждого персонажа. Каждый член семьи в фильме находится на этапе принятия непростых решений и преодоления драматических рубежей собственной жизни, как внешних, так и внутренних, психологических.

Глава семьи, отец Моны, только что вышел из тюрьмы, где находился из-за своих оппозиционных власти взглядов, не имеет права находиться на границе, где должно произойти прощание с дочерью. Плюс к этому старейшины деревни требуют от него порвать все отношения с сыном из-за его брака.

Еще больше конфликтов в семье старшей сестры невесты  – Амал, выданной замуж не по любви. Амал –  ключевой персонаж истории: именно она является объединяющей силой в семье, энергетическим, движущим центром всей истории и своеобразным символом стремления женщины к независимости. Именно Амал является негласным рулевым в семье, невидимыми нитями она удерживает баланс и мир в семье.

x_Syrian_Bride2Амал не желает следовать вековым традициям, она носит брюки, планирует поступить в университет в Хайве. Несмотря на жесткое давление мужа Амина, пытающего «вразумить» жену, Амал встает на защиту одной из своих дочерей, которая встречается с юношей с противоположными политическими взглядами. Амал не хочет смотреть назад – ее взгляд устремлен в свободное независимое будущее.

Надо сказать, что в «Сирийской невесте» именно женщинам отведена решающая и смыслообразующая роль. В то время, как мужчины заняты своими личными проблемами, три женщины совершают простые жизненные поступки, изменяя этим себя и мир вокруг. Они не ходят на митинги, они принимают решения и действуют. Эти женщины – невеста Мона, ее сестра Амал и сотрудница ООН Жанна, которая должна урегулировать вопрос о пересечении Моной границы для встречи с будущим супругом. Пока Мона в белоснежном платье вместе с семьей изнывает от жары на пограничном КПП, хрупкая блондинка с папкой документов решительно и целеустремленно перебегает от сирийского пограничника к израильскому и обратно, вступая в неравную борьбу с бюрократией двух государств. Однако миссия оказывается, похоже, невыполнимой – пограничникам обеих стран нет дела до судьбы невесты. Свадьба оказывается под угрозой.

Почти все действие фильма происходит именно на границе: семья невесты и друзья жениха изнуряющие жаркие часы проводят в томительном ожидании у пропускных пунктов, перекрикиваясь через проволочные заборы нейтральной полосы. Условная пограничная полоса как символ непреодолимого препятствия на пути к простому житейскому счастью. Но «Сирийская невеста» Эрана Риклиса, к счастью, не драма, а ироничная лирическая мелодрама с жизнеутверждающим финалом, в котором решающая роль отведена женщинам: Мона в развевающемся белоснежном платье, решительно бегущая навстречу счастью, и Амал, с мудрой улыбкой уходящая в другую сторону, к своей новой жизни, которую отныне выбирает она.

Человеческие чувства побеждают политические конфликты и разрушают границы. Смелый прыжок в неизвестность разрубает узел скопившихся конфликтов и распутывает груз противоречий.


Картина удостоена 7 наград и 12 номинаций различных международных кинофестивалей, в том числе четырех наград МКФ в Монреале: Гран-при, призы ФИПРЕССИ, зрительских симпатий и экуменического жюри (2004).

Сирийская невеста/ Syrian Bride

(Израиль – Германия – Франция, 2004).
Режиссер: Эран Риклис
Сценарий:Эран Риклис, Суха Арраф
Оператор: Михаэль Висвег
Композитор: Сирил Морин.
В ролях:Хьям Аббас, Макрам Кхори, Клара Кхори, Ашраф Бархум, Еад Шиити, Джули-Анне Рот, Эвелин Каплун.

 

Ксения Гамалея
Об авторе
Меня зовут Ксения Гамалея. По первому образованию - театральный критик, закончила ГИТИС. Совмещала учебу с работой в театре "Эрмитаж", потому как считала, что недопустимо писать рецензии, не зная театра "изнутри". После рождения двух сыновей решила попробовать свои силы в рекламном креативе. А дальше - началось непредсказуемое мое витиеватое "Путешествие героя": креативный директор, сценарист, выпускающий редактор, телевизионный журналист, преподаватель в ВУЗах, проректор. Сегодня веду сценарную мастерскую, пишу и "лечу" сценарии, воспитываю двух прекрасных внуков, участвую в забегах, танцую реггетон. И очень люблю смотреть и анализировать киноистории.
Читайте также

Медиа

Главный Раввин России Берл Лазар Дал Интервью. 2013

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11