Авторизация

×

Регистрация

×

«Будут зажигать его Аарон и сыновья его…»

19 февраля 2016 / Главная / Дети / Jewrnal / Детский клуб
search
tetsave

«Будут зажигать его Аарон и сыновья его…»

В разделе Тецавэ ни разу не упоминается имя Моше. Это исполнение проклятья, которое Моше сам навлёк на себя, сказав Всевышнему после происшествия с золотым тельцом он сам: «Если Ты не простишь их грех, то я прошу Тебя вычеркнуть меня из Твоей книги, которую Ты написал!» Слова праведника должны иметь последствия, даже если связанное с ними условие не осуществилось. Поэтому Всевышний вычеркнул имя Моше из раздела Тецавэ.

Рокеах объясняет, что имя Моше отсутствует в разделе, где описываются одеяния священнослужителей, поскольку изначально он должен был стать коэном. Но Всевышний передал эту должность его брату Аарону, поскольку Моше отказался отправиться в Египет, чтобы стать вождём евреев. Этот отказ вызвал гнев у Всевышнего, и Он сделал Моше левитом, не коэном.

Так в предыдущем разделе Трума отсутствует имя Аарона, поскольку он отошёл в сторону, услышав, что священникам будут даны дорогие одежды, украшенные драгоценными камнями. Он не хотел, чтобы насмешники, подобные Датану и Авираму, заявили, будто он не получил эту заповедь от Всевышнего, а установил её для самовосхваления.

Заповедь зажигания Меноры

Сразу же после указаний, связанных со строительством Мишкана и его священными сосудами, Всевышний дал новую заповедь. Он повелел жертвовать для светильника оливковое масло.

«Пусть сыны Израиля всё время будут заняты исполнением заповедей, — сказал Всевышний, — чтоб у них появились заслуги». Он приказал
Моше: «Ты лично станешь ответственным, и будешь принимать пожертвованное оливковое масло».

Лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив, годилось для Меноры. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, требовало очистки, и его не разрешалось использовать для Меноры. Его, однако, можно было использовать для минхи, мучного приношения.

Этот факт является важным уроком для нас. Соблюдающий Тору еврей тщательно следит, чтобы потребляемая семьёй пища была кошерной, но он гораздо меньше заботится о «пище для ума», которая попадает в его дом в виде светской литературы или через средства массовой информации. Согласно Торе, для Меноры, представляющей интеллект, разрешается использовать лишь самое чистое масло. Оно лучше, чем масло для жертвоприношений, символизирующих пищу. Тора требует, чтобы наши умы получали только самую чистую, незагрязненную информацию.

Почему Всевышний выбрал для зажигания оливковое масло? Община Израиля подобна оливе, как сказал пророк Ирмеяу (11:15): «Свежей оливой, плодом прекрасным назвал тебя Всевышний». В каком отношении еврейский народ подобен оливе?

— Как оливковое масло — самое чистое из всех масел, так и народ Израиля — самый святой из всех народов.

— Оливы дают свою драгоценную жидкость только после отбивания и отжима. Точно так же в результате изгнания, избиений, пыток и мучений сыны Израиля очищают свои сердца и возвращаются к Всевышнему. Внутренняя сущность еврея чиста.

Только йецер ара (дурные побуждения) мешает ему служить Всевышнему. Когда внешняя шелуха снята под воздействием внешних сил, утверждает себя его истинная природа — святость.

— Все жидкости при смешивании образуют единое целое. Масло не смешивается с другими жидкостями, а остается отделённым от них. Так и Община Израиля не была поглощена другими народами, а навсегда сохранила свои отличительные черты.

— В смеси разных жидкостей масло всплывает на поверхность. Так, когда еврейский народ выполняет волю Всевышнего, он возвышается над всеми народами.

— Как масло служит для освещения мира, так и мудрость, излучаемая Храмом, освещала весь мир.

Коаним наполняли светильники Меноры маслом каждый вечер. Они должны были гореть до утра. Особое чудо происходило с Западным светильником (Нер маарави), которым назывался второй по счету светильник с восточной стороны. В него наливали столько же масла, сколько и в другие, но утром коэн обнаруживал, что этот светильник горит. Мудрецы говорят, что Западный светильник приходилось зажигать лишь раз в год. Чудо указывало на присутствие Шехины в среде Израиля. Оно продолжалось до кончины Шимона Праведного.

Всевышний приказал нам зажигать Менору не ради Себя — Ему не нужен огонь смертных. Он попросил нас зажигать для Него Менору, чтобы наделить нас заслугами и возвысить в глазах других народов.

Иллюстрацией тому, что Всевышний не нуждается в земном свете, служит устройство окон Храма. Вместо того чтобы быть широкими внутри и узкими снаружи, давая возможность проникнуть свету, они были узкими внутри и расширялись наружу. Это показывало, что свет исходит из храма в мир.

В наши дни мы не можем жертвовать в Храм масло для Меноры. Взамен существует заповедь освещать батей кнессет (синагоги) и батей мидраш (дома учения).

Особые одеяния коэнов

До происшествия с золотым тельцом священную службу совершали первенцы. После него Всевышний повелел Аарону и его сыновьям совершать служение вместо них. Он приказал Моше: «Когда вы закончите возведение Мишкана, возьми Аарона и его сыновей: Надава, Авиу, Элазара и Итамара из среды сынов Израиля, чтобы служить мне».

Моше был опечален, что ни один из его сыновей не был избран священником. Всевышний утешил его: «Дети твоего брата Аарона — как твои собственные!»

Всевышний сказал Моше: «Я знаю, ты считаешь Аарона недостойным стать первосвященником, потому что он принял участие в изготовлении золотого тельца. Но Мне известно, что его побуждения были чисты. Он согласился на это, чтобы сдерживать евреев, пока ты не вернёшься с горы».

Кроме того, Аарон был выбран первосвященником (коэн гадоль) за то, что усердно изучал Тору.

Всевышний повелел, чтобы Аарон был посвящен в сан посредством особых почётных одежд (бигдей кеуна), подобных тем, что носят ангелыраспорядители на небесах.

Всему народу Израиля было заповедано жертвовать ткани для бигдей кеуна. Ткать их мог любой сведущий в ремесле, мужчина или женщина, чьё сердце исполнено страха небесного.

«Бигдей кеуна» (одежды священников) были одеянием Славы и Великолепия. Все народы мира понимали, что это — особые одеяния.

Царь Ахашверош решил продемонстрировать своё величие и могущество и устроил праздник, продолжавшийся сто восемьдесят дней. В каждый из дней пиршества он представлял глазам народа новые сокровища. Среди других ценностей он также показал и одеяния еврейских священников. Разрушив Храм, царь Невухаднецар доставил их в Бавель (Вавилон), и с тех пор их тщательно хранили в царских сокровищницах.

Эфраим Альтшулер.

Источник: газета «Ахаяль» (Солдат), издаваемая школой для мальчиков «Хедер Менахем — Москва».

Читайте также

Оставить комментарий