Стили воспитания

02 августа 2016 / Главная / Журнал / Женский клуб
search
stili-vospitaniya

Ни для кого не секрет, что каждый воспитывает своего ребенка по-своему, в соответствии со своим опытом и представлениями о том, как правильно это делать. Тем не менее все различные способы воспитания можно разделить на несколько основных стилей. Сразу оговорюсь, никто не воспитывает ребенка всегда в одном стиле и это нормально. В разных ситуациях необходимы разные стили воспитания. Итак, расскажу о том, как психологи классифицируют возможные подходы к воспитанию. 

Г.Крайг предложил выделять стили родительского воспитания на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Вот эти стили:

 

Авторитетный стиль предполагает сочетание высокого уровня контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители много общаются с ребенком, поддерживают его и готовы иногда менять свои требования). В результате дети растут социально адаптированными, уверенными в себе, способными к самоконтролю и с достаточно высокой самооценкой.

Для авторитарного стиля характерен высокий контроль, все требования должны выполняться беспрекословно, и холодные, отстраненные отношения с ребенком. Дети при таком воспитании часто становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, они непритязательны, а иногда и раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

 

Либерально-попустительский стиль сочетает низкий уровень родительского контроля и теплые, душевные отношения. Правил, которые были бы обязательны к исполнению почти нет, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. При этом родители много общаются с ребенком, они душевно теплые и поддерживающие. В результате: дети могут вырасти склонными к непослушанию и агрессивности, часто ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Хотя, надо отметить, что в некоторых случаях они могут стать активными, решительными и творческими людьми.

 

Индифферентный стиль — это низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители никак не ограничивают своих детей, но и не общаются с ними, им как бы все равно, что происходит с детьми. Часто так выходит из-за наличия собственных проблемам, у родителей просто не остается сил на воспитание детей.

 

Кроме стилей воспитания психологи выделяются еще четыре параметра измерения родительского поведения:

  • Родительский контроль, т.е. предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;
  • родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;
  • способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;
  • эмоциональная поддержка — способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость за успехи детей.

 

Анализ данный показал, что для того, чтобы дети выросли компетентными в родительском отношении должны сочетаться все четырех измерения: контроль, требовательность к социальной зрелости, общение и эмоциональная поддержка, т.е. оптимальным условиям воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

 

Автор: Анна Безингер.

Анна Безингер
Об авторе
Меня зовут Анна Безингер, я психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, монтессори-педагог, автор книги для родителей «Пора в детский сад! Самоучитель для родителей.» Я консультирую родителей и работаю с детьми уже больше 10 лет, три года я проработала в монтессори детском саду, после чего с коллегой создала класс монтессори, где дети учились в максимально свободной и комфортной обстановке. Прошла несколько стажировок в Голландии в монтессори школах. Также работаю со взрослыми (в том числе по онлайн) и парами на русском и на английском языках. Кроме того разработываю и провожу тренинги для школьников, веду вебинары. Также вела занятия по психологии в нескольких ВУЗах. В данный момент поступаю в аспирантуру университета Лейдена (Голландия) на специальность «Learning problems and impairments», чтобы в дальнейшем иметь возможность работать с детьми с дислексией, дисграфией, СДВГ и тп. Работу свою очень люблю и всегда готова к экспериментам и новому опыту.
Читайте также

Оставить комментарий