По серпантину израильских дорог

04 апреля 2016 / Главная / Журнал
search
dorogi-av

Если вы находитесь в Израиле, и вам необходимо попасть из точки «А» в точку «Б», какой бы вы ни выбрали для этого способ — поезд, автобус или машину — будьте уверены, что вам будет комфортно. Но об общественном транспорте Израиля поговорим в другой раз, а сегодня — о том, что вас ждет на Земле Обетованной в случае, если вы — счастливый обладатель автомобиля.

Мечта автомобилиста — израильские дороги. Приезжая в Израиль на короткий срок, не мешкая, берите напрокат машину. Слава Б-гу, пункты проката есть на каждом шагу. Один из них — прямо в аэропорту Бен-Гурион. Зачем машину? В силу нетривиальных географических особенностей этой страны. Израиль, как известно, страна маленькая, но «вытянутая» вдоль моря, протяженность с севера на юг около пятисот километров. Климатических поясов при этом — девять. Прочувствовать и понять Израиль можно, лишь увидев его целиком: от северного Цфата с его ветрами, снежными вершинами гор, крокодиловыми фермами и сероводородными источниками до южного безумного Эйлата с изнуряющей круглогодичной жарой, серфингом, коралловым морем и ночными клубами. Все это — Израиль! Автомобиль позволяет увидеть его вдоль и поперек буквально за пару недель. Хотя у этой затеи и есть один, но существенный подводный камень — стоимость.

Не секрет, что Израиль для среднестатистического москвича — дорогая страна: все дороже, чем в российской столице раза в два. Аренда авто — не исключение. К тому же, помимо непосредственно стоимости аренды придется выложить порядка 500-700 долларов в качестве залога. Если вы с малышом — еще около 200 долларов за детское кресло. Прибавьте еще немного на возможные штрафы.

dorogi-mahlefИтак, вы в Израиле, и вы за рулем. Здесь действуют российские права. Однако, в отличие от Москвы, вряд ли кто-то остановит, чтобы вы просто «предъявили документы». За год жизни в Израиле я только однажды видела дорожную службу. Это был субботний вечер, мы выезжали с пляжа. Каждую вторую машину останавливали на предмет «дунуть в трубочку». Все. Ни до, ни после людей в форме на дорогах не видела ни разу (исключение — крупные аварии), тем более останавливающих водителей для профилактики. Об отечественной притче во языцех — взятках сотрудников дорожных служб — применительно к Израилю даже постыжусь говорить об этом. Здесь такого нет. Совсем. Нарушения фиксируются на камеры, штрафы приходят домой, вы их можете оплатить, например, на почте. Возможно, поэтому к израильской дорожной службе у меня сложилось отношение как к некому Большому Брату: я всегда его уважительно боялась, незримо чувствовала его строгое внимание (особенно получая многочисленные штрафы за парковку), но практически не встречала лично.

За исключением небольших отличий в разметке и оформлении перекрестков, правила движения в Израиле те же, что и в России, с оговоркой лишь, что здесь их действительно выполняют: искренне заботясь о своей жизни и здоровье, а не из боязни все того же парня с жезлом. К примеру, в России есть закон о том, чтобы ребенок в машине до определенного возраста находился пристегнутым в автокресле, при невыполнении — штраф пять тысяч рублей. Честно скажу, я не знаю российских детей, которые с первых дней жизни и все последующие двенадцать лет всегда-всегда ездят именно так, как того требуют правила. Вариаций на тему множество: «проще заплатить гаишнику, чем покупать автокресло», «в автокресле дите орет благим матом, поэтому нам это не подходит», «при аварии автокресло все равно не защитит от травм» и еще с десяток аргументов, которыми я (грешна) и сама мысленно оправдываю себя, иногда забывая кресло дома. Единственные водители в России, которые всегда со стопроцентной гарантией соблюдают правила, касающиеся детских автокресел — это водители такси. Потому что это плюс рублей двести-триста к стоимости поездки.

В Израиле все с точностью до наоборот. Ребенок совершает свою первую поездку из роддома домой исключительно в автокресле. Иначе эта поездка просто не состоится, точнее, новорожденного без кресла не выпишут из роддома. Более того, ответственные израильские родители действительно пристегивают и возят своих чад в креслах до нужного по правилам возраста. Дети орут, возмущаются, кусаются, ненавидят машины, дороги и заодно родителей, но таки ездят в автокреслах. К слову, процент детской смертности  в дорожных авариях в Израиле в разы ниже, чем в России.  Но удивительный факт: в израильских такси детские кресла не нужны. Совсем. Все-таки есть вещи, которые я никогда не буду в силах понять.

Дела с пробками в Израиле обстоят также как и в Москве — часы «пик» никто не отменял в любой точке мира, с той лишь оговоркой, что если вы когда-нибудь стояли в серьезных московских пробках, пробки израильские вам покажутся смешными. К тому же, практически всегда вы можете объехать заторы по платным трассам. Системы оплаты хитрая: стоимость проезда зависит от длины пробки, то есть чем больше затор, тем дороже вам обойдется его объехать. По-моему, гениально. Чего не скажешь об израильской системе парковок.

Для россиянина она не просто непривычная, адовая! Точнее, непривычная она поначалу, потом становится непрерывным страшным сном пугливого российского туриста. На первый взгляд, казалось бы, все элементарно (и допускаю, для самих израильтян все действительно как на ладони). Парковаться  можно в двух местах: на платных парковках либо у бордюров с бело-синей разметкой. Если перед вами бордюр красно-белый — бегите, то есть езжайте без оглядки, парковаться тут нельзя. Однако, на деле у меня ни раз были ситуации, особенно в оживленных туристических местах в сезон, когда на платных парковках места нет, либо вообще как таковой платной парковки нет, как впрочем и сине-белого бордюра в радиусе километров десяти. Естественно, я не раз в спешке оставляла автомобиль где попало. И никогда-никогда, ни одного несчастного раза это не ускользнуло из вида Большого Брата! По возвращении под «дворниками» меня всегда ждал сюрприз. Что интересно, штрафы за парковку в неположенном месте варьируются в зависимости от города: в Иерусалиме с вас возьмут 150 шекелей, в Тель-Авиве — 200, в Ришон-ле-Ционе — 100. Не сразу мне стало ясно, почему уйти от наказания не получается. Днем и ночью на стоянках дежурят мальчишки, которые раскладывают вам под «дворники» письма счастья. И у них не забалуешь. В общем, мой кошелек сильно потерял в весе, благодаря израильским парковкам.

И, наконец, последнее. Качество дорог в Израиле — поистине идеальное. После сильного ливня вам не придется ехать так, будто вы сильно подшофе, а на самом деле — объезжаете лужи глубиной с Тихий океан. В российской глубинке, к примеру, это нередкая ситуация, в Израиле — нет. Ни зимой, ни летом, ни в дождь, ни в бурю, вы не увидите на дороге даже камешка, не то чтобы ямы или колдобины. Все разметки — будто только что из-под кисти мастера. Израильские дороги — действительно прекрасны. Как и все, что их окружает.

Автор: Лера Башей

dorogi-fb

 

Читайте также

1 комментарий

  1. Михаил Подрядчик
    2016-04-06 в 22:08

    Это точно!Уже 25-ть лет балдею от Израильских дорог.

Оставить комментарий