Лорен Бэколл — великая актриса и мудрая еврейская жена

26 сентября 2016 / Главная / Журнал / Культура
search
16th April 1951:  Humphrey De Forest Bogart (1899 - 1957), American film actor with his wife Lauren Bacall, originally Betty Joan Perske, an American actress.  (Photo by Victor Drees/Evening Standard/Getty Images)

Есть имена, так неразрывно связанные друг с другом, что вспоминая одного, обязательно помянут и другого: Маяковский и Лиля Брик, Дали и Гала, Шагал и Белла, Лорен Бэколл и Хамфри Богарт. 

Начинающую актрису и знаменитого актера соединил кинематограф. В 1943 году режиссер Говард Хоукс задумал снимать фильм по роману Хемингуэя «Иметь и не иметь» и на главную роль пригласил Хамфри Богарта, одного из самых знаменитых актеров того времени. На главную женскую роль у него кандидаток не было. «Я хочу найти девушку такую же дерзкую, как ты», — объяснял режиссер Богарту свои долгие поиски.  Хорошеньких и молоденьких актрис было хоть отбавляй, но нужная не находилась. Режиссера выручила жена, увидевшая на обложке «Харперс базар» юное, необычайно красивое, умное, и очень серьезное лицо рыжеволосой красавицы. Ей было 19, но она казалась старше своих лет.

Лорен Бэколл13Бетти Джоан Перски родилась в Бруклине  16 сентября в 1924 в еврейской семье эмигрантов из Европы. Родители развелись, когда девочке было 5 лет.  Образование Бэтти получила в частной школе. Повзрослев, она взяла на себя заботы о матери и служила моделью в еврейском магазине готового платья, а по вечерам подрабатывала билетершей. В 1942 ее пригласили работать моделью в «Харперс базар», где ее и заметила жена режиссера.  Девушку пригласили на пробу и, несмотря на то, что актерского опыта у нее не было, утвердили на роль без колебаний. 4 месяца Бетти Перски, взявшая псевдоним Лорен Бэколл, занималась с педагогами, но, когда начались съемки, она не смогла произнести перед камерой ни слова.

«Наступил первый съемочный день, и я с утра уже была готовой пациенткой для психушки. Снимали всего одну сцену — мою первую в фильме, где я вхожу в комнату, где сидит Богарт, спрашиваю, есть ли спички, он мне их бросает, я прикуриваю, выразительно на него смотрю, благодарю, бросаю спички ему обратно и выхожу. Мы репетировали эту сцену много раз, но тут в самый ответственный момент я начала трястись. Рука тряслась, голова тряслась, сигарета, естественно, тоже. Чем больше я пыталась унять дрожь, тем становилось страшнее, и я начинала дрожать еще больше, и тогда я узнала, какой потрясающий человек достался мне в партнеры. Богарт старался шутками унять мою дрожь, и у него почти получилось — он прекрасно понимал, что я новенькая и напугана до смерти».

Лорен БЭколл2В Лорен невозможно было не влюбиться: она была честна, прямодушна, обладала прекрасным чувством юмора и невероятно красива. Когда стали снимать знаменитую сцену, где Бэколл учит Богарта свистеть, говоря низким, завораживающим голосом, глядя на него исподлобья огромными глазами: «Не нужно ничего говорить и ничего делать. Совсем ничего, просто свистни! Ты умеешь свистеть? Это так просто — сложить губы трубочкой и свистнуть»,  все  сразу поняли, что Богги пропал. Удивительная магия фильма «Иметь и не иметь» в том и состоит, что Бэколл и Богарт  не играют любовь, но живут и дышат ею.

Ему было 45 ей 19. Он родился в респектабельной семье знаменитого хирурга, она – в семье нищих еврейских эмигрантов. Он был знаменит – она начинающая актриса. У него за спиной служба в армии, 3 неудачных брака, а она только начинала свой жизненный путь.

Лорен Бэколл12В голливудских контрактах той поры всегда был особый пункт о моральном поведении актеров, и адюльтер мог стоить Богарту карьеры, которую он таким страстным, напряженным трудом вынянчивал долгие годы. Не красивый, с мрачноватым и неприветливым лицом, он долго, отчаянно и безуспешно пробивался к актерской профессии сначала в театре, потом в кино. И если бы «великий немой» не заговорил и не потребовались бы актеры с хорошими голосами, то в кинематограф он не попал бы никогда. Его первые герои это — люди с темным прошлым в гангстерских фильмах. 

«Я кривил нижнюю губу, слова цедил сквозь зубы, шляпу надвигал на самые глаза, поднимал воротник пиджака и засовывал правую руку в карман, хватаясь за пистолет, прятался за углом или карабкался по крышам». Эти сомнительные персонажи с моралью, глубоко запрятанной в карман, много раз бывали биты, ранены, брошены за решетку,  застрелены, повешены или посажены на электрический стул. Личная жизнь актера была под стать его карьере — 3 несчастливых брака с тремя неудачливыми актрисами. 

Он стал знаменитым, когда ему было уже за сорок, снявшись в 1944 году в культовой «Касабланке», входящей во все списки лучших фильмов всех времен и народов. Впервые за долгую карьеру он сменил амплуа. Он играл одиночку, сдержанного и уверенного в себе мужчину в элегантном костюме, скрывающего мягкость и благородство за язвительными шуточками. Богги и в жизни походил на своего героя, и все кто его знал, были уверены, что Богарт может хорошо сыграть только Богарта.

Лорен Бэколл7В фильм «Иметь и не иметь» актер был приглашен уже в качестве высокооплачиваемой звезды, и он, так долго добивавшийся известности, не мог рисковать своей карьерой.

Богги пытался сохранить трещащий по швам брак, но все было напрасно. «Даже если я потеряю тебя, я не перестану любить тебя; ведь ты моя последняя любовь, и всю жизнь я буду оберегать тебя и помогать тебе, если тебе когда-нибудь понадобится помощь». Но помощь понадобилась ему самому, когда Хоукс на волне невероятного успеха фильма вновь опять приглашает Лорен Бэкол сняться с ним в паре.

Любовь побеждает все и через год влюбленные становятся мужем и женой. На свадьбе, повторяя слова: «и только смерть разлучит нас Хамфри Богарт», всегда насмешливый и сдержанный, он заливался слезами.

«Он дал мне все. Любовь, детей. Он дал мне саму себя. Эти четырнадцать лет стоили целой жизни. Я была неопытна, но знала одно: любовь должна быть настоящей». Она и была настоящей. Богги  и Лорен и прожили вместе 14 счастливых, веселых, полных любви и согласия лет. Бэколл оказалась такой женой, о которой Хамфри не мог и мечтать, посвятив свою жизнь мужу, детям и дому. Они были счастливы, любили друг друга, воспитывали детей и были знамениты.

Лорен Бэколл6В 1956 году Богарт снялся в фильме «Тем тяжелее падение» и больше не снимался —  ему поставили страшный диагноз – рак. Он был «крутым парнем» не только на экране,  держался мужественно. Шутил, что так часто умирал на экране, что публика и сам уже поверили, что он бессмертен. Лорен не отходила от мужа до его последнего часа, став для него сиделкой, утешительницей и медсестрой. 

Богарт быстро слабел, но раз в день на час Лорен открывала двери для друзей. Когда Хамфри уже не мог сам сходить со второго этажа, он втискивался в кухонных лифт, опускался к гостям и сидя в кресле, выпивал, шутил с друзьями, по-прежнему не выпуская сигарету изо рта, говоря, что теперь-то уж совсем нет смысла бросать курить.

Его не стало 14 января 1957. Для Лорен смерть мужа была страшным ударом. «Он был таким терпеливым и любящим, забавным и умным. Человек чести, живший в соответствии с десятью заповедями, совершенно не терпящий лжи. Он был самым потрясающим мужчиной, когда-либо ступавшим по этой земле».

На похоронах она положила в его могилу золотой свисток – напоминание о знаменитой сцене из «Иметь и не иметь»: «Ты знаешь, как нужно свистеть, неправда ли, Стив?..».

Ей было 33 года, но она подумала, что «вдова – это не профессия» и решила вернуться на экран. Но времена менялись и в 60-е на смену актерам и режиссерам «золотого века Голливуда» пришли другие герои и Бэколл почти не снимали. Она ушла в театр, и ее блистательная работа в спектакле «Аплодисменты» была отмечена премией Тони.

Лорен Бэколл4Дальнейшая личная жизнь у актрисы не сложилась. Она вышла замуж за актера Джейсона Робардса родила сына, но вместе они прожили недолго. Да это и понятно. «Если посмотреть на мои беды, то самая большая из них — та, что все счастье разом свалилось на меня в юности, и я больше никогда не смогла его вернуть. Я работала билетером в театре и спала в одной кровати с мамой в маленькой квартирке в Гринвич-Виллидж, когда режиссер Ховард Хоукс пригласил меня на кинопробу в Голливуд. Так началась самая блестящая глава моей жизни, которая закончилась со смертью моего мужа Хамфри Богарта».

 
Она красиво старела,  не прибегая к услугам пластических хирургов. «Я думаю, что на лице человека находит отражение вся его жизнь, и этим нужно гордиться. Я заслужила каждую свою морщину. Сыр созревает с возрастом. Вино созревает с возрастом. Почему люди не могут созревать? Неужели все должны быть пластиковыми?». Она считала, что постоянное разглядывание себя в зеркале это не лучший способ изучать жизнь.

В 70 лет она с триумфом вернулась на экран и была занята до последних дней своей жизни. Лорен Бэколл, признанная Американским институтом кино одной из величайших кинозвезд в истории Голливуда, обладательница почетного «Оскара», двух «Золотых глобусов» и двух премий Tony Awards ушла из жизни незадолго до своего 90-летия 12 сентября 2014 года навсегда оставшись легендой.

Автор: Юлия Королькова

Юлия Королькова
Об авторе
Меня зовут Юлия Королькова. Окончила Институт культуры. Мы его называли институт культуры и отдыха, потому что учится там было легко и интересно. Очень люблю валяться на диване и читать интересные книжки. Очень люблю валяться на диване и смотреть хорошее кино. Много путешествую, побывала во многих странах, например, на Крайнем Севере, на берегу Ледовитого океана и в пустыне Нубии. Пишу давно и с удовольствием. Я счастливый человек, который занимается любимым делом.
Читайте также

Оставить комментарий