Что такое цниют (скромность) ?

14 июня 2016 / Главная / Журнал / Женский клуб
search
tsniyut-2

Что такое цниют? Задавая этот вопрос девушкам на своих семинарах, Сара редко слышит ответ, отражающий всю многогранность этого понятия. Сара Виниц – единственный русскоязычный эксперт по  цниюту и моде, жена раввина из Германии, рассказала нам о том, в чём на самом деле заключается еврейская скромность, и как совмещать цниют и стиль.

 

-Сара, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Первое высшее образование я получила в области международного бизнеса и делового администрирования в МГИМО, второе — в дипломатической академии по специализации «мировая экономика». Собственно, бизнесом я и занималась. В годы учёбы в институте я постепенно начала серьёзно углубляться в иудаизм. По окончании института я уже полностью соблюдала Шабат и Кашрут. Замуж я вышла два года назад за доктора исторических наук Давида Виница — раввина русскоязычных общин немецких городов Золенгена и Вупперталь.

-Как вы стали экспертом в области цниюта?

— В начале своего соблюдения еврейских законов, я уехала учиться ультраортдокосальное учебное заведение для девушек «Неве Йерушалаим», которое находится в религиозном квартале Ар-Ноф в Иерусалиме. Одеваться девушкам там разрешали только определённым образом, о косметике не могло быть и речи, пользовались мы «кошерными» телефонами, заточенными исключительно под звонки. Вернувшись домой, я осталась выглядеть так, как в Ар-Нофе, продолжив носить чёрную бесформенную одежду. Я видела в этом особую праведность, и меня мало волновало то, как я выгляжу в глазах окружающих. Пока однажды мама не сказала мне, что, несмотря на то, что она уважает мою религиозность, ей никогда не доводилось слышать о том, что человек, соблюдающий законы Торы, должен выглядеть как мешок из-под картошки. Разумеется, я на неё обиделась.

«Как мне быть?» — пожаловалась я своему раввину? – «Существует заповедь почитания родителей, и моей маме мешает  мой внешний вид. Неужели я должна отказаться от заповеди Торы о скромности?»

«Начнём с того, что ваша мама права», — сказал раввин.  Раввин объяснил, что я принадлежу к определённому социальному кругу, в котором играю определённую роль. На тот момент мой внешний вид полностью не соответствовал моему статусу. «Зато соответствует Торе», — возразила я, на что раввин ответил, что всегда можно найти вариант, не противоречащий ни тому, ни другому.

После этого разговора мы с мамой полетели в Милан, чтобы и полностью обновить мой гардероб. Нам удалось подобрать множество комплектов, учитывая все факторы кошерности и тенденции, за которыми следуют современные женщины-жительницы Москвы. Сейчас я могу сказать, что именно поучившись в Ар-Нофе, почувствовав ту «крайность», мне удалось  «отцентроваться». А, как известно, еврейский путь – серединный.

-Почему вы решили делиться своими знаниями с другими?

-Спустя год я поняла, что с моей проблемой сталкиваются многие девушки, начинающие соблюдать еврейские заповеди. В 90% случаев религиозность сказывается на их внешнем виде. В то время два замечательных фонда «Генезис» и «Каф» как раз создавали программу финансирования индивидуальных проектов.

Решив, что я могла бы поделиться своим опытом с другими, я разработала проект «Кошер vs. Fashion», решив, что, если получу грант, значит людям действительно нужен кто-то, кто помог бы им составить кошерный, но при этом стильный гардероб. Я выиграла грант и получила финансирование. После этого я начала давать лекции и мастер-классы.

-Почему вы считаете себя единственным русскоязычным экспертом в этой области? 

-С Fashion-бизнесом я знакома изнутри. На протяжении многих лет работала с историками моды, такими как Александр Васильев и Татьяна Полякова, и с профессиональными дизайнерами – Викторией Газинской, Петром Аксёновым. Некоторых я выводила на международную арену, некоторым помогала ставить свой бизнес в России.  Конечно, к цниюту современная fashion-индустрия не имеет никакого отношения и преследует совершенно другие цели. Тем не менее, своей аудитории на лекциях я сразу объясняю, что благодаря изобилию на рынке, необходимость создавать кошерную марку одежды отсутствует. Достаточно сделать компиляцию из существующих марок, учитывая фактор «ключица-локти-колени-шаатнез[1]» и включая стилистические моменты.

Если мы посмотрим, где в истории моды впервые появился такой критерий, как «ключица-локти-колени», то первым делом обратим внимание на Christian Dior. Посмотрите на ранние модели дизайнера – все условия кошерности соблюдены. Только, когда становится модно оголять грудь, открывается ключица. Потом и рукава. У Chanel изначально тоже были соблюдены все факторы, хотя колени она закрывала по другой причине – ей они казались самой непривлекательной частью женского тела.

Появление оголённых моделей относится не сколько к «моде», столько к «фэшну», именно русскими буквами. Я разделяю эти понятия. «Фэшн» — диктат моды, когда она становится важнее, чем «я». Если вы посмотрите, что такое «мода» в интернете или любом учебнике, то увидите, что все отсылки идут к стилю и к тому, как посредством одежды человек себя проявляет. И это полностью коннотируется с Торой, тогда, как  «Фэшн» в значение «диктата» — нет.

Это как Доктор Джекилл и мистер Хайд. Вроде бы одно и то же, а на самом деле – нет. [2]

Многим девушкам в синагогу важнее прийти «на фэшне», вместо того, чтобы одеться модно и стильно.  Не потому что они бунтарки. Девушки просто не знакомы с еврейским протоколом одежды и не понимают, что такое цниют.

-Вы говорите на семинаре о правилах цниюта?

— Нет, для этого существует масса других источников, и любой раввин в одном разговоре сможет всё объяснить. Я говорю о том, почему вообще цниют. В Торе одежда занимает особое место, с ней мы сталкиваемся уже в книге «Берешит», когда для Адама и Хавы создаётся кожаная одежда. В «Берешит», да и вообще в Торе нет ни одного случайного слова.

Краеугольный камень ответа на вопрос «почему вообще цниют?» лежит в понятии «человеческое достоинство». В дальнейшем к этому понятию добавляются факторы того, где ты проживаешь, какие традиции приняты в данной местности, какие стандарты скромности существуют. Центральная тема моих лекций – человеческое достоинство, выраженное посредством одежды и скромности. На семинарах я могу задать девушкам вопрос: «Почему вы соблюдаете цниют?». В ответ я слышу фразы о том, что так написано в Торе, что это скромно, что они не хотят привлекать излишнее внимание. Когда я замечаю, что на закрытых девушек в Москве смотрят чаще и пристальней и что, если бы они шли в мини-юбках, они бы никого не соблазнили своими голыми ногами, и никто внимания на них не обратил, они теряются. В конце концов, Всевышнему не мешало в райском саду то, что Адам и Хава не были одеты. В первую очередь, это смущало их самих.

-Возможно, еврейская женщина – дочь Царя царей, поэтому ей не пристало демонстрировать свои «прелести». Она настолько ценна сама по себе, что лишние взгляды ей ни к чему, как не стоит людям «глазеть» и на чужие драгоценности.

-Да, но слишком мрачная, слишком мешковатая, слишком безвкусная одежда противоречит законам цниюта. Я говорю о другом. Если девушка появится в брюках в религиозном районе Иерусалима «Меа Шеарим» – это будет вызовом, мешающим его жителям. Если такая девушка придёт в МЕОЦ, это никому не помешает. Я не говорю о том, что и как надо носить. Свой серединный путь каждый выбирает сам. Цниют –  не норма прикрытия определённых частей тела. Это в том числе и прикрытие определённых частей тела.

-Каков же правильный ответ?

Цниют – это отделение царских детей еврейского народа от других народов мира посредством внешнего проявления собственного человеческого достоинства.

Смысл не в том, что девочка в мини-юбке или брюках лучше или хуже. Английская королева хотела бы выйти замуж по любви, но вышла по государственному расчёту. Так же и у евреев есть особые заповеди, которые, как сыну и дочери Царя царей продиктованы. Это не значит, что они должны выйти на улицу как мешки из-под картошки.

Я против диктата моды. Я за то, чтобы у нас девушки одевались модно, но в соответствии с мировыми стандартами, а не израильскими. Израильская мода на москвичках смотрится нелепо и смешно. Это простительно только некоторым жёнам раввинов, а нам с вами – нет.

-С другой стороны, жёны раввинов показывают нам свой пример. Прихожане синагоги хотят быть такими же, как они.

-Да, но они могут позволить себе оставаться в чёрном или в трикотаже. Москвичка, которая ходит на работу в офис или в институт, в таком виде будет делать не «кидуш Ашем» (освящение имени Всевышнего), а «хилуль Ашем» (осквернение имени Всевышнего), удивляя своё окружение и создавая ложное представление о религии, заставляя неевреев делать вывод, что евреи обязаны одеваться таким образом.

tsniyut-1

Кафтан VIKI LIBERMAN Кроссовки VALENTINO

-То есть вы говорите о том, что нам необходимо слиться с толпой?

-Задача еврейских девушек, не сливаться с толпой, а «не быть белой вороной». Мы должны отличаться от других народов, но при этом оставаясь в рамках стандартов скромности и в рамках того, что считается достойным внешним видом. Возьмём свадьбу горских евреев в известном ресторане «Сафиса» — буквальном смысле во дворце, и скромную свадьбу ученика йешивы в синагоге. Конечно, дресс-код будет отличаться. Анджелина Джоли на приём к английской королеве Елизавете II надела костюм цвета слоновый кости, прикрывающий ключицы, локти и колени, хотя это совсем противоречит её привычному стилю – майкам и джинсам.

Теперь подумайте о том, что еврей ежедневно ходит не на приём к королеве, а на приём к Всевышнему. Место встречи определяется его окружением. Сейчас я даю вам интервью в кошерном ресторане в синагоге, потом поеду в бизнес-центр, а вы – в институт. Мы должны подбирать свой гардероб таким образом, чтобы он никого не обидел, не удивил, не привлёк излишнее внимание и при этом остался скромным и кошерным.

-Кто ваши основные слушатели?

-Я адресую свои лекции всем жительницам Москвы, которые не готовы надеть всё чёрное, как бы красиво это ни было. При этом, желающим выглядеть кошерно. Мои семинары собирают абсолютно разных людей: и евреев, и неевреев, и религиозных, и нет. Свою первую лекцию в Москве я давала на дизайн-заводе «Флакон», и мне удалось собрать неожиданный контингент. Пришло столько разнообразной публики, что людям негде было сесть.  Сейчас я работаю над книгой, преподаю «цниют», понимая, что в современном мире это тема действительно вызывает много вопросов.

-Красный цвет кошерный?

-С точки зрения Торы женщина красный носить не может. Хотя я бы не была столь категорична. Если речь идёт об аксессуарах или вещь занимает меньше половины одежды, то это кошерно.

-Брюки не запрещены по Торе. Можно ли разрешить их носить девушкам, которым трудно от них отказаться?

-Я заметила, что многие готовы отказаться от брюк с эстетической точки зрения – многим женщинам нравятся юбки и платья. Но именно брюки дают им ощущение собранности и уверенности в себе. В таком случае я предлагаю сшить жилетку до колен или просторное платье, которое бы они надевали поверх брюк. Неповторимое ощущение собранности останется, но внешний вид при этом будет абсолютно кошерным и стильным.

-Может ли так одеться жена раввина?

-Жёны раввинов бывают разные.  Семьи, скажем, из Кфар-Хабада, разумеется, нет. Но не потому что это противоречит Букве Закона, а поскольку эту идёт в разрез с Духом Закона. Я, например, могу. В нашей общине в Германии нет таких стандартов. Как нельзя сказать, что чтение молитв только с ашкеназским произношением или исключительно с сефардским правильно. По большому счёту, не имеет значения «МТС» у вас или «Билайн» для того, чтобы дозвониться до Папы.

Беседовала Штерна Сара Белькина


 

[1] Шаатнез — запрет носить одежду, сделанную из смеси шерсти и льна. 

[2] Доктор Джекилл и мистер Хайд — герои одноимённой фантастической повести шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона о двойственности человеческой натуры.

Штерна Сара Белькина
Об авторе
Меня зовут Штерна Сара, как и жену Пятого Любавичского Ребе. Хотела бы начать рассказ о себе с неоднозначной фразы о том, что пишу больше, чем говорю, но и то, и другое я делаю постоянно, поэтому неудивительно, что я стала журналистом. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (телевизионная журналистика), учусь в магистратуре на филолога в РГГУ. Успела получить опыт в различных интернет- и печатных изданиях и на телевидении, но решила работать среди своих на благо любимой общины. Люблю книги, не отпускающие часами; фильмы, заставляющие думать; фитнес и спорт, дающие мне силу и энергию; сноуборд, дарящий хорошее настроение и, конечно же, письмо, позволяющее мне самовыражаться и творить. Основала первый русскоязычный блог о цниюте.
Читайте также

Оставить комментарий