Человек в вечном поиске

18 августа 2016 / Иудаизм / Монотеизм
search
1010032_281076602037440_54255992_n

«Основа набожности и корень истинного богослужения — показать человеку, в чем заключается его долг в этом мире и на что ему надо обращать внимание во всех своих делах».  — Моше Хаим Луцато.

По своей природе человек отличается от других существ тем, что он всегда что-то ищет, вечно находится в поиске, будто ему чего-то недостает. Все прочие живые существа, стоит им удовлетворить свои жизненные потребности, сразу же прекращают свой поиск, пока их что-то вновь не потревожит. (Кстати, именно поэтому в зоопарках принято не кормить зверей досыта, иначе посетители их совсем не увидят: звери вечно будут спать, а не бродить по вольерам в поисках еды.)

Напротив, люди, даже удовлетворив свои физические потребности, практически никогда не отдыхают. Они испытывают некое внутреннее побуждение, которое не дает им покоя, чтобы найти ответ на вопрос: что же такое жизнь и зачем они живут?

Ответ на этот вопрос можно искать в явном виде, как это сделал греческий философ Сократ. Он ходил по улицам Афин, останавливал граждан и каждому задавал один и тот же вопрос: «Как жить?». Всю свою жизнь он не переставал задавать этот вопрос людям. Однажды среди белого дня он даже побежал с фонарем на рынок, а когда его спросили, что он ищет, ответил: «Ищу человека!»

Кто-то ищет смысл, читая книги, учась, раздумывая. Но даже те, кто не признаются в таких поисках, испытывают чувство, которое требует от них понять смысл жизни. Царь Соломон говорит в Книге Экклезиаст (6, 7): «Душа не насыщается». То есть, человек всегда чувствует некую недостаточность, потому что в нем существует духовное начало, жаждущее подлинного духовного удовлетворения.

Мидраш, поясняя сказанное царем Соломоном, приводит такую притчу: «Представьте себе простого горожанина, который женился на царской дочери. Даже если он принесет ей все драгоценности мира, в ее глазах он останется все тем же простым человеком. Почему? — Да потому что она относится к знати!»

Д-р Виктор Э.Франкель, известный психолог из Вены, исследовал движущие силы человеческой души. В своей работе он пришел к заключению, что человеком движет именно поиск смысла жизни. И до тех пор, пока человеку смысл жизни остается непонятным, он рискует серьезно подорвать свое психическое здоровье. Так, в книге «Человек перед вопросом смысла» автор описывает явление, которое он назвал «воскресное расстройство». Оказывается, в выходные дни люди особенно часто впадают в депрессию, поскольку чувствуют пустоту своей жизни. Как говорит Франкель, в эти дни чаще происходят самоубийства, уголовные преступления и пр. В кризисных ситуациях, которые переживают пенсионеры, прослеживается та же самая проблема — жизнь, лишенная смысла.

На основании своего личного опыта в трудовом лагере во время Второй мировой войны д-р Франкель приходит к заключению, что самая сильная движущая сила человека — поиск смысла жизни. Стоит человеку найти этот смысл, как его жизнь становится более содержательной. Обретенный дар наполняет человека уверенностью и надеждой, и он легче справляется с трудностями.

Мудрецы Израиля говорили: «Если у тебя нет никакой еды кроме хлеба с солью и никакого питья кроме воды, если ты спишь на земле, а твоя жизнь полна лишений, но ты трудишься над Торой, то перед твоей жизнью будет стоять истинная цель. Ибо ты богат в этом мире, и тебе будет хорошо в мире грядущем» (Поучения отцов 6, 4).

Интересно, что традиция подчеркивает не только вознаграждение в мире грядущем, но и богатство в этом мире. Таким образом, она указывает, что не хочет способствовать самообману и что ее видение полной жизни вполне реалистично.

Немецкий философ Фридрих Ницше сказал: «Если кто-то живет из-за какого- нибудь „почему“, то он может пережить почти любую трудность».

В этой книге мы попытаемся понять истинное значение нашей жизни для того, чтобы ориентировать жизнь в согласии с этим смыслом и строить ее оптимальным образом.

Наши недостаточные знания, касающиеся смысла жизни, подчас приводят к саморазрушению. Так, например, средневековый арабский философ Аль Рази описывает жизнь человека в его земном существовании в том смысле, что Бог наказал людей большим злом. Такова точка зрения философа-пессимиста, и именно за эту точку зрения его резко критиковал Маймонид. Вызывает сожаление, что и сегодня в широких кругах это мнение довольно распространено.

Основываясь на своем богатом врачебном опыте, д-р Франкель обобщает это чувство бессмысленности, используя образ опустошенного существования. Действительно, болезненное восприятие пустоты — явление, широко распространенное в двадцатом веке, когда, по мнению д-ра Франкеля, повсеместно исчезают традиции, по которым можно ориентировать свой образ жизни. Ничто не говорит человеку, как надо себя вести. Все больше человеком распоряжаются другие люди, и он все больше подчиняется опустошающему однообразию общества. Опустошенное существование возникает из-за скуки, которая доставляет психиатрам больше забот, чем стресс или перегрузка. Причем скука увеличится еще больше при возрастающей автоматизации и технизации. Поэтому возникает первоочередная задача помочь человеку в поисках утерянного смысла жизни.

Если мы кого-нибудь спросим, чего он хочет добиться в жизни, то скорее всего услышим в ответ: «Хочу быть богатым и счастливым, а именно — обладать здоровьем, доходами, общественным положением, то есть найти то, что называется своим местом в жизни». Конечно, каждый выделит то, что ему кажется самым важным. Впрочем, найдутся и такие, которые ничего точно не знают, а поэтому они отделываются общими словами. И только немногие признают, что секрет богатства, истинного успеха и подлинной радости заключен в постижении смысла жизни. Только смысл жизни дает человеку почувствовать, что он выполняет свое предопределение. Лишь на этом пути человек может обрести подлинную жизнерадостность, как об этом сказал рабби Моше Хаим Луцато: «В соответствии с традицией мудрецов, благословена их память, мы считаем, что человек создан, чтобы достичь духовного совершенства, которое приблизит его к Творцу мироздания. Именно в этом — истинное и высшее блаженство».

В наше время мы находим две разные школы исследования психики. Первая — логотерапия, которую представляет д-р Виктор Франкель. Эта школа полагает, что стремление придать жизни смысл является решающей движущей силой человека. На других позициях стоит психоанализ Зигмунда Фрейда: движущую силу человеческой психики он усматривает в вечном поиске удовлетворения.

Из преданий мудрецов Израиля известно, что есть неразрывная связь между стремлением к смыслу и поиском удовлетворения. Но понимается при этом удовлетворение не материальных по своей природе нужд, а удовлетворение духовное. Оно намного глубже и реалистичнее, поскольку происходит из глубинных пластов человеческой психики. Если наш опыт не обогащается обнаружением смысла жизни, то мы испытываем большие разочарования и едва ли чувствуем удовлетворение и радость от всего, что приобрели. Поэтому именно в стремлении к власти и деньгам д-р Франкель видит попытки заполнить опустошенное существование, попытки сублимации чувства, чтобы хоть как-то скрасить жизнь, лишенную смысла.

Итак, истинное существование — это духовный поиск смысла. Именно этому поиску и посвящена наша книга.

Р. Йоэль Шварц

http://monoteism.ru/chelovek-v-vechnom-poiske/

Читайте также