Путь от камня к человеку

11 января 2017 / Иудаизм / Еврейские праздники / Ту-Бишват / Уроки праздника
search
kamennyjchelovek

Как сказали наши Мудрецы, человек называется «миром в миниатюре», и все, что есть в мире, существует также и в микромире – в человеке. В частности, это проявляется в том, что человек включает в себя четыре аспекта, соответствующие четырем «царствам» (минералы, растения, животные и люди), которые находят проявление также в его духовной жизни как уровни постепенного возвышения.

Начальная ступень – это уровень царства минералов. Ее идея – пассивное восприятие при отсутствии индивидуальной прогрессивной динамики, что в принципе соответствует периоду младенчества и раннего детства в жизни человека.

От «минерала» человек поднимается до «растения». На уровне этого царства из одного злакового зернышка вырастает целый колос, несущий множество зерен, и из одного семени вырастает дерево, приносящее множество плодов. У человека это проявляется в том, что воспринимаемое им и изучаемый им материал подвергается обдумыванию и обработке, приобретая многомерность осознания, и, насколько только возможно, используется им для собственного развития.

С этого уровня, по прошествии времени, и приложив существенные духовные и физические усилия, можно подняться до уровня «царства животных». Для человека это будет проявляться в способности преодолевать собственное естество, если оно несет нежелательные свойства, а также воздействовать на собственное окружение, и, помимо этого, в способности менять место пребывания и не быть привязанным к своему окружению.

Но и это еще не высшая ступень, и нужно все равно стремиться достичь уровня еще более высокого, а именно – «царства людей». Людям, помимо имеющего отношение к актуальным вещам чисто практического мышления, присущего и животным, многие из которых (лиса, например) известны своей хитростью и практической сноровкой, присуща также способность мыслить отвлеченно. И это должно проявляться даже в духовной жизни человека: в том, чтобы он не удовлетворялся изучением лишь предметов, необходимых для того, чтобы знать, что делать, а что не делать. Но чтоб он занимался также познанием Творца (как сказано: «Знай Б-га отца твоего»), относящимся к области «внутренней Торы», которая в нашем поколении раскрывается и разъясняется в учении хасидизма.

Как понятно из вышесказанного, началом человеческих деяний является возвышение от уровня «минерала», ограничивающегося лишь восприятием, к разряду «растения». В календарном цикле это начало соответствует дню Ту-Бишват, Новому Году деревьев (как сказано в Торе: «Человек – древо полевое»), от которого мы переходим к Новому Году животных (первый день месяца Элул, который во времена Храма служил, аналогично Ту-Бишвату, точкой отсчета, необходимой для отделения десятины от годового приплода домашнего скота), и затем – к Новому Году человечества (Рош-Ашана), сущность которого заключается в провозглашении Всевышнего владыкой мироздания.

 

Источник: http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1404098

Читайте также

Оставить комментарий